Как составить бизнес-план?

Опубликовано: 11.02.2013

Как составить бизнес-план?

При составлении бизнес-плана нужно соблюдать ряд обязательных условий.

Во-первых, необходимо тщательно взвесить все «За» и «Против» предполагаемого бизнеса: рынок сбыта, конкурентоспособность планируемых продуктов или услуг, период, в течение которого должны окупиться инвестиционные вложения, а также сроки получения первой прибыли.

Во-вторых, запланированные капиталовложения необходимо разделить на этапы, подкрепив каждый инвестиционный этап расчетами по окупаемости проекта.

В-третьих, даже придерживаясь рекомендованной структуры бизнес-плана, учитывая индивидуальные особенности бизнеса, можно составить план, структура которого будет кардинально отличаться от предлагаемого. Лучше всего при разработке структуры бизнес-плана ориентироваться на стандарты, разработанные UNIDO, TACIS, McKinsey, PricewaterhouseCoopers, ЕБРР и другими.

В целом, единых стандартов и норм, регламентирующих структуру бизнес-плана, как таковых, не существует. Открывая ИП или ООО, любой предприниматель может по своему желанию регулировать перечень пунктов и объемы документов, необходимых ему для планирования своего бизнеса. Однако, если для продвижения проекта (открытие производства, мастерской, магазина и т.д.) ему потребуются внешние инвестиции, то при составлении бизнес-плана следует придерживаться рекомендаций будущих получателей (банков инвесторов).

Первый раздел структуры бизнес-плана, «Резюме» - это презентация всего бизнес-проекта, и здесь необходимо максимально доступно и оптимистично описать будущий вид деятельности предприятия. Иногда инвестору достаточно прочитать только этот раздел, чтобы принять решение – отказать или продолжить работу. Если он решит принять проект в разработку, то ознакомлением с прочими разделами бизнес-плана (маркетинговые исследования, экономические расчеты и т.д.), он перепоручит заниматься своим специалистам. Поэтому именно пункт «Резюме» является основополагающим в вопросе «быть или не быть». Составлено резюме должно быть коротко, но емко. В доступной форме здесь нужно отразить маркетинг, экономику и финансирование. Также в резюме должны быть указаны предполагаемые сроки окупаемости инвестиционного проекта, размеры инвестиций, перечислены прочие инвесторы и объемы их вложений, а также условия бизнес-проекта (рынки сбыта, к быть описаны ситуации, при которых потенциальные онкурентная среда и риски). Другими словами, «Резюме» - это краткое обобщение содержания всего бизнес-проекта.

Второй важный раздел структуры бизнес-проекта – это описание отрасли или предприятия. Здесь нужно представить общие сведения о предприятии (производстве, магазине и пр.), в числе которых должны быть представлены: его структура, кадровый состав, направление его деятельности, финансовые показатели деятельности, перечень предоставляемой продукции или услуг, перспективы развития отрасли и т.д. В простой и доступной форме здесь должны быть представлены основные характеристики будущего производства, а также некоторые аспекты технологии. При описаниях не следует излишне углубляться в специфику и терминологию, вполне достаточным будет представить уникальность предлагаемой продукции или услуг, их востребованность в настоящее время и в перспективе, или акцентировать внимание на преимуществах товаров (или услуг) именно вашего производства. Помимо этого, в разделе необходимо указать наличие патента на производство товаров или предоставление услуг, сертификаты, подтверждающие опыт работы в планируемой сфере, либо указать на возможность получения патента и сертификата. Нелишним будет отметить потенциал проекта в совершенствовании предлагаемых продуктов и услуг в будущем.

Следующий раздел, «Маркетинговый план». Здесь четко и доступно должныпотребители смогут стать Вашими клиентами. В разделе следует указать методы стимулирования реализации товаров и услуг, расходы на рекламу и создание позитивного имиджа продукции, а также схему распространения товаров и услуг. Другими словами, здесь должно быть объяснено, «Почему» и «Как» потребитель будет приобретать именно Ваш «Продукт». Несмотря на то, что выглядит этот раздел простым, при его составлении следует ознакомиться с рекомендациями специалистов в области «Маркетинга и рекламы», либо получить консультацию специалистов этой области.

Раздел «Производственный план» должен содержать детальные выкладки с четким описанием всех процессов, которые будут присутствовать на Вашем производстве. В этом разделе должны быть даны ответы на вопросы, касающиеся характеристик помещения, требований к помещению, оборудованию, персоналу, подрядчика и поставщикам.

В разделе «Организационный план» должно находиться описание руководящей группы и задач каждого специалиста проекта. Российские инвесторы большое значение придают содержанию резюме каждого члена руководящей группы. В связи с этим, здесь необходимо не только перечислить всех партнеров по бизнесу, но и максимально правдиво и объективно дать оценку роли каждого из них в будущем бизнесе с указанием их функциональных обязанностей. Если в будущем производстве запланировано взаимодействие со сторонними специалистами, то в этом разделе должна быть четко прописана мотивация по их привлечению (партнерство, премии и т.д.).

Раздел «Финансовый план» является экономической оставляющей бизнес-плана. В этом разделе должны быть представлены: прогнозируемый баланс, таблица доходов и расходов, приведены списки прямых и переменных затрат, калькуляция себестоимости и т.д. В небольших бизнес-планах в этом разделе также можно отмечать риски и гарантии при возникновении форс-мажорных ситуаций. Обычно в данном разделе в виде графиков представляют три прогноза: пессимистический, оптимистический и реалистический. Также здесь должны быть прописаны гарантии возвращения вложенных инвесторами средств.

Отправить запрос
Заказать звонок
Robokassa Оплата